РУССКАЯ КАЛИНКА В ДАЛЛАСЕ

   Леонид БЕЛЯВСКИЙ, наш собкорр., Даллас, Техас

Владимир Калязин и Сергей Ващенко, виртуозные исполнители музыкальных произведений на русских народных инструментах, широко известны в Далласе. Мне в своих корреспонденциях приходилось неоднократно называть этих незаурядных музыкантов. Но при этом мне всегда хотелось побеседовать  с ними, обстоятельнее узнать об их творческом пути, успехах и проблемах, планах на будущее. Потому был очень рад представившейся возможности встретиться с ними.

- Когда и при каких обстоятельствах возник ваш дуэт?

Владимир: - Познакомились мы с Сергеем в 1989 году в Риге. Я тогда работал в Латвийском эстрадно-концертном объединении, а Сергей приехал в Прибалтику на гастроли из уральского города Пермь. Он там вёл класс балалайки в местном институте культуры. Мы с ним сразу нашли то, что обычно сближает людей. Оказалось что у нас одинаковые творческие интересы, общий взгляд на будущее. Так  возник ансамбль «Калинка».

- Нашим читателям было бы интересно узнать немного о вашей творческой биографии, чем вы занимались до создания «Калинки»?

Сергей: - Я родился на Украине, в городе Кременчуге Полтавской области. Игрой на балалайке увлёкся с раннего детства. Там в Полтаве  окончил музыкальное училище, после этого, для продолжения своего музыкального образования поехал в Свердловск (ныне Екатеринбург) и поступил в Уральскую Консерваторию. Этот переезд был связан с тем, что класс баяна в Свердловске вёл крупнейший специалист по этому инструменту профессор Блинов. Конечно, переезжая с Украины в Россию, я не мог себе представить, что через несколько лет навсегда покину эту страну. После окончания консерватории стал работать в Перми, в институте культуры, на кафедре русских народных инструментов. Там я преподавал методику игры на балалайке, читку партитуры, дирижирование. Много мне дала работа деканом факультета общественных профессий. Она меня убедила, что у меня есть неплохие организаторские способности, особенно в подготовке и проведении концертных выступлений.

Владимир: - Я с 5 лет начал заниматься баяном. В Риге окончил музыкальную школя, а музыкальное училище -  в Ленинграде. После окончания училища я вновь вернулся в свой родной город Ригу и стал выступать первоначально в ансамбле песни и пляски Прибалтийского военного округа, а затем - Припограничного военного округа. В 1978 году на два года уезжал в Красноярск, где выступал в государственном ансамбле «Сибирь», а затем снова вернулся в Латвию. Но особенно тяжелым для русскоязычных в Латвии было начала 90х годов. После распада СССР ни русская музыка, ни русские музыканты в независимой Латвии были не нужны.

- Какой выход вы нашли из сложившейся ситуации?

Владимир: - В 1992 году частная консерватория «Маеусис» из Испанского города Виго, провинция Понтиведра, пригласила наш дуэт приехать к ним на гастроли. В Испании нас приняли очень тепло и радушно, мы там, помимо концертных выступлений, преподавали в консерватории теорию музыки, участвовали во многих фестивалях.

- Насколько успешно?

Владимир: - Ещё в 1993 году мы участвовали в международном музыкальном фестивале, проводившимся в германском городе Лимбург под девизом «Гармония-93». И стали его призёрами. А в 1995 году в Испании участвовали в нескольких фестивалях. И на всех этих фестивалях мы получали почётные призы.

- А как вы оказались в Америке?

Владимир: - Наш рижский приятель, скрипач Лев Кардонский, живший уже долгое время в Далласе, пригласил нас приехать на открытие русского ресторана “Russian room”. Его владелец Александр Фишман остался очень доволен нашим выступлением и просил ещё несколько раз выступить. Да и нам самим очень понравился Даллас. Помогли нам многие общественные и музыкальные организации, которые ходатайствовали перед иммиграционными властями о предоставление нам как выдающимся специалистам в области исполнительского музыкального искусства права на жительство в США.

- Как протекает ваша концертная деятельность в Далласе?

Сергей: - Она крайне многообразна и приносит нам большое моральное и профессиональное удовлетворение. Сразу же по приезду в Даллас мы установили контакт с компанией « Молодая аудитория» и включились в “Education Programm.” Мы дали в школах и библиотеках города более 400 концертов. Мне посчастливилось выступать совместно с симфоническим оркестром в техасских городах Гарланд, Лас-Калинос, Арлингтон. Мы выступали вместе с 88-летним американским музыкантом Смоки Монтгомери, играющем на старинном инструменте банджу. Мы участвовали в концертах ансамбля “Light  Crust Doughboys”, которые проводились в “Pocket Sandwich Theater”. Мы так же сотрудничали с ансамблем  “Café Nuir” и в течение 4 лет выступали вместе с этим ансамблем во многих городах Америки, как например в Лос-Анджелесе, Кливленде.  Американская ассоциация «Русские народные инструменты» приглашала неоднократно нас для выступлений в Пенсильванию, Луизиану. По её просьбе мы выступали на летних семинарах, где давали для местных музыкантов показательные уроки, делились опытом в организации и поведении концертов. Кроме того, я ежегодно выступал в Хьюстоне, дирижировал на концерте оркестра народных инструментов. А в Далласе мы постоянно выступаем вместе с Камерным оркестром. Я уже не говорю, что часто выступаем на юбилейных торжествах, семейных праздниках, проводимых отдельными членами русскоязычной общины.

      -Несколько слов о репертуаре…

Владимир: - Он чрезвычайно разнообразен и включает  в себя прежде всего произведения западно-европейской и русской классической музыки.  Мы часто обращаемся к творчеству Листа, Римского-Корсакова, Чайковского, Шуберта. Достойное место занимают также аранжировки фольклорных русских песен в оригинальном исполнении.

- Поддерживаете ли вы связи с местными техасскими музыкантами?

Сергей: - Мы в течение многих лет сотрудничаем с испанским гитаристом Мигелем Антонио. Это чрезвычайно талантливый музыкант, ученик широко известных мастеров Пепе Рамейро, Сабикос, Пако Пениа. Он вместе с танцором мирового класса Хосе Грего выступал во многих зарубежных странах:  в Испании, Мексике, Венесуэле, Бразилии, Англии, Японии. Мигелио- коренной техасец, родился и вырос в городе Сан-Антонио, благодаря этому он мог вносить в свои выступления ни с чем не сравнимый местный колорит. Сейчас он вместе с нами выступает в программе "Viva, Flamenco!" Мы убедились, что исполнение произведений на русских народных инструментах в сочетании с гитарой-фламенко являются уникальной музыкальной находкой, вызывает всеобщий восторг и восхищение. С Мигелем нас познакомила замечательная американская художница Гейхл Шут, которая во многом помогла нашей адаптации в Далласе. Однажды внимательно прослушав одно из наших концертных выступлений, она стала нашим большим другом, советником и  наставником.

- С кем вы ещё сотрудничаете в Далласе?

Владимир: - Мы уже много лет поддерживаем творческую дружбу с кантором синагоги “Sheavet Israel” Ицхаком Журебкером. Он родом с Украины, окончил консерваторию в Одессе, в Далласе живет с 1996 года, после того как он выиграл конкурс на место контора. Он обладает исключительными вокальными способностями и ежегодно организует концерт «Конторское кафе» и каждый раз приглашает нас участвовать в таких концертах. А недавно мы с Ицхаком записали СД «Романтическое путешествие».

- Вас не смущает, что приходилось выступать в синагоге?

Владимир: - Разумеется, нет. Ведь, там была та же аудитория зрителей, что и на других наших концертах, та же русскоязычная аудитория. А музыка не знает национальных границ, и мы с удовольствием выступаем там, где нас понимают, где хотят нас послушать, где мы можем доставить людям эстетическое наслаждение.

- А как вас воспринимает американский зритель?

- На наших концертах залы всегда переполнены. Конечно. Среди зрителей очень много американцев, и можем вполне уверенно заявить, что у них русская музыка, русские народные инструменты пользуются большим успехом. После одного из концертов мы получили записку на английском языке: «Мы даже не представляли, какие чудеса способны творить русские народные инструменты в руках настоящих виртуозов.» А в другой было написано: «Неожиданное сочетание русских баянов и балалайки с испанской гитарой дают потрясающий эффект, ноги как бы сами собой рвутся в пляс и кажется, что каждая клеточка  тела поёт от радости.» Конечно, такие отзывы зрителей доставляют большое моральное удовлетворение. С одной стороны,  мы счастливы, что доставляем приятные чувства нашим бывшим соотечественникам, а с другой чувствуем себя своеобразными полпредами русского искусства, русской культуры здесь в Америке, понимаем, какую ответственную задачу выполняем.

- А какие у вас творческие планы?

Владимир: - Мы готовим цикл концертов. Первый из них уже состоялся в сентябре, мы его назвали «Паганини на трёх струнах», в октябре наше выступление пройдёт с участием испанского гитариста Мигеля Антонио под девизом "Viva, Flamenco!", а в ноябре - «Пицолла: Танго Нуэво» в сопровождении Далласского камерного оркестра, и наконец, в декабре - «Романтическое путешествие» с участием Ицхака Журебкера. Все эти выступления пройдут в техасском городе Плэйно, в Courtyard Theater.

 -Что вы хотели бы пожелать читателям газеты «Русская Америка»?

- Конечно, прежде всего, здоровья и благополучия каждой семье, счастья и радости в Америке. Хочется  особо подчеркнуть, что для нас очень ценна и важна их поддержка, внимание, и мы будем рады увидеть всех вас на наших концертах.

 © 2000-2003 Национальная, русско-американская газета "Русская Америка"
ВНИМАНИЕ! Данная ИНТЕРНЕТ-страница защищена законами США об авторских правах и международными соглашениями. Незкаонное воспроизведение, или распространение частей и элементов данного сайта влечет гражданскую и уголовную ответсвенность.